На Деловом совете, проходившем в рамках международной выставки ИННОПРОМ-2023 в Екатеринбурге, одним из модераторов которого выступил Президент торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, много говорили о достижении технологического суверенитета в рамках Союзного государства, максимальной локализации производственных процессов и, в целом, братских отношениях двух стран. Мы поинтересовалась мнением спикера о перспективах технезависимости, потенциале белорусских автопроизводителей в газомоторной теме и вкладе семейного бизнеса в увеличении ВВП.
Для защиты внутреннего рынка
Говоря о российско-белорусском технологическом суверенитете и его перспективах, Сергей Катырин подчеркивает: России и Беларуси крайне необходимо обеспечить технологический суверенитет и защиту рынка Союзного государства:
- В этой связи нужно особо озаботиться реализацией подписанного в марте 2023 года межправсоглашения о научно-техническом и инновационном сотрудничестве. Согласно документу, страны содействуют развитию и укреплению научно-технического и инновационного сотрудничества, создавая необходимые организационные, правовые и финансово-экономические условия для совместных исследований и разработок.
Он убежден: технологический суверенитет, сохранение и развитие конструкторско-технологических компетенций наших стран неразрывно связаны с темой защиты внутреннего рынка.
- Одно из направлений в этом разрезе – объединение компетенций, выход на совместные отраслевые программы, - подчеркивает собеседник и продолжает. -Такие уже приняты в микроэлектронике и сфере космоса. Но это далеко не все компетенции, которые нам надо объединять, в том числе в контексте создания совместных производств.
По его мнению, перспективной также является разработка аналогичных программ и в других областях.
Экологическое решение с прямым экономическим эффектом
На недавнем форуме регионов Беларуси и России, который прошел в Уфе, по итогам мероприятия торгово-промышленных палат российской стороной было высоко оценен потенциал белорусских автопроизводителей для поставок сельскохозяйственной и карьерной техники на газомоторном топливе страну-соседку. В частности, речь о технике БЕЛАЗа, МАЗа, Гомсельмаша. Рассуждая о том, чем газомоторная тема оказалась привлекательной, Сергей Катырин отметил:
- Газомоторное топливо – одно из немногих экологичных решений, которое окупается прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на ГСМ. Главным образом это происходит за счет разницы цен на бензин и газ. Еще один плюс газомоторного топлива – на него можно сравнительно легко перевести фактически любую обычную машину, установив соответствующее оборудование.
В качестве аргумента от привел любопытные цифры: на конец минувшего года в России насчитывалось 892 газозаправочные станции. За 10 лет число автомобилей на метане и других видах природного газа выросло с 71 тысяч до 259 тысяч штук.
- Правда, это количество все еще мало. В общем по стране зарегистрировано свыше 64 миллионов автомобилей. Однако, согласно государственной стратегии, до 2024 года число газомоторных автомобилей должно вырасти еще вдвое, - сообщил собеседник.
Не стоит эта работа и в нашей стране – на территории Беларуси работают 28 газозаправочных станций.
- Таким образом, базовая инфраструктура стран уже готова для обеспечения транзита товаров между странами на газомоторном автотранспорте, что позволит и российским, и белорусским компаниям существенно экономить на автомобильных перевозках, - акцентирует внимание президент российской торгово-промышленной палаты.
По его мнению, для дальнейшего системного развития альтернативных эффективных энергетических решений важно наладить между ответственными ведомствами двух стран достойную координацию.
Что касается создания газомоторных коридоров с Беларусью, Сергей Катырин считает: в приоритете – создание международных газомоторных коридоров с синхронизацией строительства метановых заправок на трассах М-1 «Беларусь» и Р-23 «Псков», а также расширение поставок сельскохозяйственной и карьерной техники на газомоторном топливе, спрос на которую в России продолжает расти.
Потенциал семейного бизнеса
В России сейчас актуальна тема развития семейных предприятий, семейного бизнеса, как реального сектора экономики. По мнению президента российской ТПП, есть необходимость гармонизировать подходы в развитии семейного бизнеса двух стран.
- Международный опыт свидетельствует о том, что семейный бизнес является одной из основ национальных экономик, потому что нацелен на инновационное развитие и долголетие компании. По экспертной оценке, семейные предприятия составляют две трети или более предприятий во всем мире, обеспечивая от 70 до 90 процентов годового глобального ВВП и от 50 до 80 процентов занятости, - приводит статистические данные собеседник.
По его словам, для продвижения этих идей в России торгово-промышленной палатой был создан и активно продвигается специальный проект по развитию семейного предпринимательства.
- В постковидный период мы провели четыре форума российского семейного бизнеса «Успешная семья — успешная Россия!». Работаем в сфере регионального законодательства по закреплению понятия «семейное предприятие». В пяти регионах это уже сделано. Вместе с коллегами из Госдумы, Федерального Собрания и правительства ведем работу над внесением изменений и в федеральное законодательство, - пояснил Сергей Катырин.
По его мнению, тема семейного предпринимательства во многом еще проходит начальные стадии становления, институционального оформления и законодательной кодификации.
- Именно поэтому считаем важным, находясь в начале этого пути, на правительственном, законодательном уровне гармонизировать подходы России и Беларуси к этой теме, - резюмировал собеседник.
Ольга Ануфриева