Уже к моменту поступления в университет они понимают необходимость получения определенных знаний и развития навыков, и идут учиться туда, где смогут это сделать, заявила директор департамента реализации специальных проектов ТПП РФ.
Дети предпринимателей более мотивированы получить бизнес-образование, так как уже к моменту поступления в университет они понимают необходимость получения определенных знаний и развития навыков, и идут учиться туда, где смогут это сделать, заявила директор департамента реализации специальных проектов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Юлия Шишкина, выступая на панельной дискуссии «Российское бизнес-образование «на экспорт»: как создать предпринимателя?» в рамках Петербургского международного экономического форума.
Говоря о портрете современной российской молодежи, Шишкина отметила, что молодым людям в целом интересен бизнес, но они нацелены на быстрые успехи, а столкновение с бюрократическими процедурами становится для молодых предпринимателей серьезным барьером в развитии бизнеса, зачастую отбивающим у них желание продолжать.
«У молодых бизнесменов появляются бизнес-идеи и загораются глаза, они чувствуют силу и буквально готовы покорить мир, но как только они попадают в государственную машину и сталкиваются с первой налоговой отчетностью, они сразу откатываются назад и думают о более спокойной и устойчивой работе, например, в госкомпаниях. И нам важно работать где-то здесь, на стыке профориентации молодых людей и зарождения у них предпринимательских инициатив, учить их не бояться делать ошибки и не бояться пробивать стены, потому что предприниматель – это не навык, а отношение, когда ты делаешь свою работу вопреки всему, потому что ты поставил себе эту цель, и да, с первого раза, может, и не добился, но на ошибках смог научиться не делать их впредь и видеть другие направления развития своего бизнеса», — сказала директор департамента реализации специальных проектов ТПП РФ.
Шишкина добавила, что для обеспечения конкурентоспособности экономики страны в долгосрочной перспективе важно стимулировать развитие предпринимательских инициатив, но именно «научить предпринимателя им быть, наверное, нельзя, предпринимателем надо родиться». «В дальнейшем предпринимателя можно научить различным навыкам – управленческим, построению стратегии, подбору персонала, но база – для всех них, это самосознание и личный выбор творить, выпускать, продавать», — констатировала она.
«Мы в Торгово-промышленной палате России уже на протяжении нескольких лет занимаемся работой с молодежью и молодыми предпринимателями, и в последние годы мы вывели некоторую формулу успеха: это работа с детьми возрастом от 8 до 14 лет, которые именно растут в среде предпринимательства. Это дети предпринимателей, в частности, семейных предпринимателей, которых родители начинают вовлекать в семейный бизнес, давая им некоторую мотивацию для работы, будь то оплата или что-то другое. И когда ребенок растет в этой среде, у него есть теория от родителей, которые являются его бизнес-наставниками не по телевизору, а на практике показывают работу бизнеса, который они сами начинали с небольшого производства, а сейчас это, например, уже завод. Когда дети предпринимателей все это наблюдают и впитывают, они получают больше шансов стать бизнесменами, чем дети не из семей предпринимателей», — добавила Шишкина.
Директор департамента ТПП РФ подчеркнула, что участвуя в программе ТПП РФ «Надежды Бизнеса России» дети настолько вовлекаются в семейный бизнес, что уже в 10 лет говорят: «папа, мама, это направление будет мое, я буду развивать ваш бизнес», — то есть ощущается реальная отдача и результат. «Поэтому чем больше мы вырастим таких предпринимателей, тем проще нам будет давать им бизнес-образование и дальнейшие навыки, которые помогут им развивать бизнес в разных направлениях. Сейчас очень важно быстро перестраиваться, адаптация должна быть очень быстрой, и эти знания – самые ценные», — сказала она.
Шишкина отметила, что у детей предпринимателей также более легко проходит процесс выбора профессии, потому что уже к моменту поступления в университет они понимают, что если они хотят быть предпринимателями, продолжать дело родителей либо открывать что-то свое, они должны получить определенные знания и развить навыки, и пойдут учиться туда, где смогут это сделать. Здесь более четкие цели, попадание практически 100%», — резюмировала директор департамента ТПП РФ.