Их больше, чем можно себе представить
Как рассказал URA.RU президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, семейное предпринимательство в стране развито больше, чем можно себе представить. Компаниями, в которых задействованы сразу несколько членов семьи, являются порядка 74% предприятий малого и среднего бизнеса.
По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, прелесть семейного бизнеса для российской экономики в том, что он очень устойчив. Все финансовые вопросы решаются внутри семьи, соответственно — возникает меньше разногласий между партнерами и поводов разделить бизнес. Кроме того, такие компании передаются по наследству, и их продолжают развивать дети.
«Это может быть гостиница, ресторан, производственное предприятие. Оно может быть и компактным, и кормить несколько поколений семьи, привлекая их в этот бизнес и таким образом обеспечивая занятость, что, собственно говоря, очень важно. Бывают семейные предприятия, которые вырастают в средний бизнес и в крупный бизнес — все зависит от амбиций», — объясняет Павел Сигал.
Бизнес, который спас семью
«В 1997 году за пять дней до 26-летия я осталась одна с четырьмя детьми. Муж решил устроить себе более счастливую жизнь. Младшему тогда было 2,5 месяца, старшей — 7 лет. Соответственно, приходилось выкручиваться. Пока дети были маленькие, я подрабатывала домработницей, потом стала заниматься ремонтами квартир, и в 2010 году на меня вышли представители Ozon и предложили запустить пункт выдачи», — рассказала Наталья Подобедова.
Долгое время ПВЗ оставался единственным в городе. Со временем у Натальи появился новый муж — он стал активно помогать по бизнесу, а когда выросли дети, то и они подключились к работе. Сейчас в ПВЗ работают и муж, и все дети. Старшая дочь, сын и супруг занимаются курьерской доставкой, еще одна дочь и сама Наталья — выдачей заказов. Доход на одного члена семьи составляет порядка 50-70 тысяч рублей.
Продолжатель дела предков
Для Ивана Шарова из Талицкого городского округа (Свердловская область) семейный бизнес фактически стал возвращением к делу предков. По словам предпринимателя, его дедушки по отцовской и по материнской линии были председателями колхозов. С детства Ивана и его брата Никиту возили на ферму и приучали к труду. Поэтому когда свердловчанин окончил вуз, у него не было сомнений, чем заниматься.
На грантовые деньги предприниматели восстанавливали полуразрушенные коровники, закупали скот и сельхозтехнику. Затем к семейному делу подключились жены — они также выиграли гранты. По словам предпринимателя, сейчас в общее поголовье коров на ферме — порядка 240. В планах у предпринимателей — восстановить еще один полуразрушенный коровник, увеличивать поголовье скота и начать развивать агротуризм.
«Министерство и правительство очень хорошо поддерживает нас в виде грантов и субсидий. Единственное, что сельхозтехника стала очень дорогой, а из гранта „Семейная ферма“ ее убрали. Но мы сейчас рассматриваем лизинг», — комментирует Иван Шаров.
Поддержка, как у всех
По сути, сейчас семейные предприниматели претендуют ровно на ту помощь, которая закреплена за другими субъектами МСП. Бизнесмены в зависимости от региона, в котором они работают, могут рассчитывать на льготную аренду городских помещений, юридическое и бухгалтерское сопровождение, финансовую и информационную поддержку.
В восьми регионах уже официально на уровне субъекта закрепили понятие «семейное предпринимательство». Среди них — Нижегородская, Владимирская, Рязанская, Кировская, Тамбовская областях, Республика Башкортостан и Республика Саха, а также Камчатский край. Еще в нескольких регионах ведется аналогичная работа.
По словам эксперта, они оценивают долю семейных предпринимателей среди своих партнеров в 73%. «Мы можем с уверенностью говорить, что ПВЗ стал семейным бизнесом. Часто бывает, что идея открыть пункт выдачи приходит одному члену семьи, а организацией бизнеса занимаются уже все вместе. Причем руководителями пунктов почти в равной степени становятся и женщины (56%), и мужчины (44%). Возраст — тоже не помеха для предпринимательства. Среди наших партнеров есть и пожилые люди, и недавно окончившие учебу», — добавляет представитель маркетплейса.
Как отмечают эксперты, у семейного предпринимательства огромный потенциал. И сейчас, в Год семьи, как никогда важно обратить на это внимание и раскрыть его. «Помимо уникальной и качественной продукции такие компании создают новые рабочие места, обеспечивают трудоустройство молодежи, инвалидов и лиц пожилого возраста, обеспечивают социально-культурное развитие регионов, а также пополняют их бюджеты», — считает Сергей Катырин.