Властям нужно доработать критерии дробления бизнеса, поскольку пока их достаточно много — около 17 — и они размытые, заявил в интервью «Известиям» на ВЭФ-2024 президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Это нужно, чтобы налоговая амнистия, которую запустили вместе с донастройкой системы сбора, заработала более эффективно. При этом 93% небольших компаний в РФ — это микробизнес, и его изменения в налоговой системе не коснутся, оценил Сергей Катырин. Он также рассказал о проблемах с трансграничными платежами: поскольку многие банки КНР «вышли из игры», сейчас идет дискуссия о создании альтернативной системы взаиморасчетов в цифровом виде.
«Ведущие банковские организации Китая вышли из игры»
— Сейчас много говорят о проблемах с платежами за границу. Какие пути решения этих проблем вы видите?
— Проблема действительно есть, и она достаточно серьезная. Ее делают такой наши оппоненты в лице Соединенных Штатов и их союзников. В первую очередь нацеливаются на нашего главного партнера — КНР. А также смотрят, где у нас начинает расти товарооборот, где происходит активное внешнеторговое движение. Это касается двух аспектов: финансов и логистики — судов, контейнерного парка, перевозки сжиженного газа, взаиморасчетов.
Сейчас ищутся возможные пути, как наладить взаиморасчеты. Именно с такой целью глава правительства КНР (премьер Госсовета КНР Ли Цян. — «Известия») приезжал в РФ. Они с премьер-министром Михаилом Мишустиным вели дискуссию на эту тему, уже есть некоторые наработки. Но сейчас в первую очередь важно двустороннее решение: создание инструмента, который бы позволил проводить взаиморасчеты. Возможно, что это будет инструмент, который сможет потом в многостороннем плане работать и в другом формате.
«Совсем система дробления не исчезает»
— Со следующего года вступят в силу налоговые изменения, которые коснутся бизнеса в том числе. Как, на ваш взгляд, в ближайшей перспективе отреагирует на это бизнес? Как всё это отразится на деловой активности?
— Эта тема не самая радостная для бизнеса: он не очень любит какие-либо изменения. Когда я встречаюсь с предпринимателями, задаю вопрос о том, какие, на их взгляд, нужны меры, в первую очередь бизнес говорит, чтобы им не мешали.
Но я должен сказать, что нас, как Торгово-промышленную палату, услышали: мы говорили о том, что шкала должна быть многоступенчатой — теперь она у нас пятиступенчатая.
Вторая часть касается налога на прибыль. Здесь получилось немного «пожестче» — ставку подняли до 25% против 20%. При этом в регионы, как и раньше, поступает 17%, а превышение над этой ставкой идет в федеральный бюджет: 8% вместо 3%.
— Как донастройка налоговой системы повлияет на малый бизнес?
Третья часть донастройки — это повышение порога для компаний, которые могут пользоваться упрощенным налогообложением. Это, конечно, благо для бизнеса, но там есть нюанс — вводится НДС для компаний с оборотом от 60 млн рублей. Есть две формы: 5% и 7%. Не могу сказать, что это коснется большого количества предприятий. Если посмотреть на статистику, 93% малого бизнеса — это микробизнес, численностью до 15 человек. Не факт, что возможно в таком случае перешагнуть 60 млн рублей. То есть и эти изменения коснутся не такого большого числа предприятий.
При этом совсем система дробления не исчезает. Мы просили, чтобы амнистия не с 2025 года началась. Сейчас дали возможность предпринимателю заявлять, что он работает «вбелую». То есть «грехи» им прощаются, и компании работают дальше. Лучше начинать «отпущение грехов» с этого момента.
Конечно, на экономику повлияют изменения налогового законодательства. Я думаю, что все-таки будет определенное давление на цены, на инфляцию. Но будем надеяться, что это не окажет какого-то серьезного влияния. Как мне кажется, бизнес уже согласен работать по таким правилам.
«Семейный бизнес постоянно обвиняют в дроблении»
— Как Торгово-промышленная палата взаимодействует с властями? Каких новых мер поддержки удалось добиться?
— Могу привести пример, когда шла дискуссия по изменениям в налоговой системе. У нас есть еще не полный консенсус по дроблению и его критериям, но в целом подход один. Критериев дробления пока что достаточно много, около 17, и они «размытые». Эти моменты пытаемся доработать. Это сформулировать не очень просто, но тема для нас важная.
Кроме того, мы ведем тему семейного бизнеса уже много-много лет — для компаний, когда они начинают расти и открывать новые направления. Однако семейный бизнес постоянно обвиняют в дроблении, один раз даже приходилось отстаивать такие компании от серьезных претензий.
— Какую еще работу по взаимодействию с правительством проводит ТПП?
— Мы генерируем от 10 до 20 законопроектов, которые сами формулируем. Вносим в Госдуму через депутатов, далее продвигаем их. Сейчас получаем около 1,8 тыс. нормативных актов для отзывов, на все, конечно, ответить не можем. У нас работает 34 формирования: мы советуемся, что наиболее важно.
Бывают изменения, которые концептуально меняют законопроект: сначала он был нацелен на одно, а в итоге — на другое. На такое мы, естественно, не реагируем, так как изначально не знали, что это превратится в такую форму закона.
Как вы понимаете, микробизнес — это уровень, где большинство вопросов решается муниципально. Также в работе с законодательством важна антикоррупционная составляющая: у нас палата сейчас проверяет на коррупциогенность любого законопроекта, несет ли он такие риски.