Коммерсантъ. Начали с малого

В Саратовской области приняли закон о помощи семейным предприятиям

Саратовская облдума приняла закон о семейных предприятиях региона. За последние шесть лет понятие в свои законы внесли девять регионов, но на федеральном уровне идея Торгово-промышленной палаты о поддержке семейного бизнеса пока не получила развития. Суть изменений — внедрение нового налогового режима, благодаря которому семейный бизнес должен освободиться от бумажной волокиты и чрезмерного внимания ФНС. В Саратовской области пока запланировали создать реестр семейного бизнеса и открыть соответствующий центр поддержки.

 На 33-м внеочередном заседании Саратовской областной думы депутаты приняли закон «О развитии семейных предприятий». Первый вариант законопроекта внесли на рассмотрение в марте. Окончательной версией документа с «Ъ» поделилась пресс-служба регпарламента.

Законопроект содержит шесть статей. В первой приводится определение семейного предприятия: «субъект малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников за предшествующий календарный год до 15 человек, соответствующее одному или нескольким условиям, установленным третьей статьей».

Во второй статье перечислены федеральные и региональные законы, на которые опирается проект. В третьей статье перечислены упомянутые условия — их три. Первое: члены одной семьи владеют суммарно более чем половиной долей или голосующих акций организации и один из них является руководителем, «или хотя бы» на него «возложено ведение дел». Второе: не менее половины членов производственного или потребительского кооператива, или фермерского хозяйства — члены одной семьи. Третье: не менее половины официально трудоустроенных работников индивидуального предпринимателя — его родственники.

Под «членами семьи» саратовские законодатели подразумевают мужей и жен, родителей или усыновителей, детей, братьев и сестер, внуков, дедушек и бабушек, а также дядей и тетей каждого из супругов. Отметим, в регионе-первопроходце внедрения инициативы — Нижегородской области — перечень отличается отсутствием дядь и теть.

Четвертая статья законопроекта сообщает, что некоторые меры поддержки от областного правительства смогут получить семейные предприятия, включенные в соответствующий реестр. Согласно пятой статье, упомянутый реестр составит «уполномоченный исполнительный орган области в сфере развития МСП». Как выяснил «Ъ», им стало министерство экономического развития региона. «В настоящее время разрабатывается соответствующий проект нормативно-правового акта»,— рассказали «Ъ» в пресс-службе ведомства. Утвердит список постановление правительства.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что развитие семейного предпринимательства — одна из задач, утвержденных в 2016 году федеральной Стратегией развития МСП до 2030 года. «Ввиду отсутствия необходимой правовой базы и законодательного закрепления <…> этот вид бизнеса не имеет целевой, адресной государственной поддержки, что затрудняет его развитие»,— отметили законодатели. Документ в том числе разработан для «вовлечения жителей области в предпринимательскую деятельность через развитие семейного бизнеса».

2 октября 2018 года на форуме семейных предпринимателей «Успешная семья — успешная Россия» ТПП РФ представила проект «Развитие семейного бизнеса». В презентации указывалось, что в рамках инициативы предполагалось вывести из тени действующих предпринимателей и членов их семей, увеличить бюджет «за счет выплаты налогов (патент)», обеспечить участников семейного бизнеса социальными гарантиями, снизить финнагрузку семей «по выплате обязательных платежей», «упростить ведение предпринимательской деятельности», направить адресную поддержку и т. д.

В 2019 году глава ТПП Сергей Катырин поделился подробностями разработки налогового режима «семейный патент», который бы избавил предпринимателей от бумажной волокиты (на каждого сотрудника нужно собирать не менее 40 документов), уплаты дополнительных налогов и взносов. Также инициатива должна вывести из тени тех, кто занят в семейном бизнесе, но не трудоустроен официально. В числе прочего рассматривали вариант о создании мобильного приложения, по примеру самозанятых, в котором глава семьи-ИП мог бы оформить на год семейный патент и включить в него родственников.

Вице-президент ТПП Елена Дыбова говорила на семейном бизнес-форуме в Кемерово о налоговой ставке. Оформившим семейный патент организациям предлагали установить 4% для расчета с физлицами и 6% — с физ- и юрлицами. «Единственный вопрос, который нас беспокоит, что самозанятые платят налог государству, но не получают трудовой стаж и право на пенсию. Мы считаем, что это для семейных компаний неправильно»,— цитировал ТАСС госпожу Дыбову.

«Мы получаем много сообщений из регионов: дети растут и открывают компании. Понятно, что есть экономические взаимоотношения между бизнесами детей и родителей. Налоговая это транслирует как дробление бизнеса, аффилированность»,— охарактеризовала обстановку в июле прошлого года Елена Дыбова, уточнив, что разработка закона о семейном патенте идет совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС).

Еще один важный вопрос, который должно в будущем урегулировать законодательство о семейном бизнесе — наследование семейных компаний. «Модели, которая позволила бы сейчас, сохраняя волю собственника, основателя компании передать бизнес без его последующего дробления и юридического спора, — не существует, имеющиеся сейчас модели не решают проблемы и не учитывают пожелания основателей бизнеса», — заметила госпожа Дыбова.

В июле 2019 года необходимость закрепить в законодательстве семейный бизнес подчеркнул президент Владимир Путин. В декабре предложение ТПП по семейным патентам получило положительное заключение Министерства труда и социальной защиты РФ. На тот момент документ согласовывали с Минфином. В 2021 году уже Минэкономразвития сообщило о приостановке разработки закона.

В феврале 2023 года комитет Совета Федерации по экономической политике направил в Минфин письмо с предложением закрепить «семейное предпринимательство» в законе. Ведомство итог рассмотрения не сообщило. «Ъ» направил в министерство соответствующий запрос, ответ пока не поступил.

В конце февраля этого года в Госдуме рассказали о разработке федерального закона о семейном бизнесе. Документ готовит комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Парламентарии советуются с «профильными ведомствами» и бизнесом. Теперь речь идет о наделении семейного предпринимательства «особым статусом» и льготах, о патенте не упоминается.

На региональном уровне понятие «семейное предпринимательство» появилось с принятием соответствующего закона в 2022 году в Нижегородской области. Затем его закрепили в Рязанской, Владимирской, Тамбовской, Кировской областях, Республике Башкортостан, в Камчатском крае и Якутии. Работа продолжается в Ставропольском крае, Кемеровской, Тульской и Курской областях, Республике Татарстан, Пермском крае и Свердловской области.

Принятый в Саратовской области закон о семейном бизнесе один из его авторов, председатель региональной ТПП, депутат Алексей Антонов («Единая Россия») назвал «первым шагом по популяризации данного вида предпринимательской деятельности среди населения». «Мы исходим в первую очередь из того, что президент России Владимир Путин в своем послании анонсировал новый национальный проект «Семья». Пока же в рамках нашего регионального закона мы будем создавать реестр семейных предпринимателей, а бизнес-объединения сами смогут определять вид помощи и поддержки»,— поделился с «Ъ» планами депутат.

Господин Антонов уточнил, что ТПП создаст Центр поддержки семейных предпринимателей. Там будут консультировать и оказывать «различного вида юридическую поддержку». «Дальнейшее зависит от различных переговоров, диалога бизнеса с исполнительной властью и возможностями бюджета»,— уточнил депутат.

«У всех предпринимателей возникают проблемы с ФНС при перечислении денег со счета своего ИП или ООО родственнику. ФНС это считает обналичкой, даже если родственник работает в организации. Поэтому бизнес вынужден привлекать юристов и использовать различные схемы»,— объяснил «Ъ» глава юридического бюро «Аргументъ» Андрей Ларин. Собеседник надеется, что инициатива позволит решить проблему.

«Про наследство. Наверное, будет введена специальная норма, при которой, если умирает наследодатель, то приоритет будет у родственников — участников этого бизнеса, а не у просто родственников»,— предположил собеседник.

Саратовский пчеловод, участник семейного бизнеса Дмитрий Плешканев считает, что проблемы с налоговой начинаются после 3-5 млн руб. годового оборота. «Меньшие суммы просто не интересуют ФНС. Ни мы, ни знакомые со схожим оборотом, небольшим, налоговиков не привлекаем. Меры поддержки — это хорошо»,— резюмировал собеседник «Ъ».

Дарья Васенина

Источник: www.kommersant.ru